Он существенно обогатил математический анализ, вариационное исчисление, линейную алгебру и дифференциальную геометрию. Стремился к ясности и строгости. Пуанкаре писал, что он «отказывается пользоваться интуицией или, по крайней мере, оставляет то, что не может отнять».
Карл Вейерштрасс родился 31 октября 1815 года в семье чиновника. В 1842 году он закончил университет и получил место учителя провинциальной католической прогимназии, где работает 14 лет. Ведёт занятия по математике, физике, ботанике, географии, истории, немецкому языку, чистописанию и гимнастике. А науке посвящает ночь. Навыки учителя помогли ему в дальнейшем стать лучшим университетским преподавателем Германии. Среди его учеников – Кантор, Рунге, Фробениус, Леффлер, Фукс и Софья Ковалевская. Нежное чувство к ней Вейерштрасс пронёс через всю жизнь.
До Вейерштрасса здание математики висело в воздухе, ибо теории вещественных чисел не было. Превосходная статья Больцано (1817) оставалась незамеченной, а важные понятия непрерывности и сходимости использовалось без чёткого определения. Коши, первым введший стандарты строгости, многое молчаливо подразумевал. Как следствие, немало теорем содержали ошибки, нечёткие или чрезмерно широкие формулировки.
Использовав понятия верхней и нижней грани, предельной точки числовых множеств, Вейерштрасс построил анализ функций на основе новой теории действительных чисел и языка ε-δ, строго определив понятие непрерывной функции.
И доказал основные свойства. Его определения предела, сходимости ряда, непрерывности и равномерной сходимости функций до сих пор приводятся в учебниках без изменений.
Его именем названы кратер на Луне и математический институт в Берлине.
Календарь
Докажите, что из двух одинаковых бумажных прямоугольников, не являющихся квадратами, всегда можно склеить параллелепипед.
Участие в мероприятии, проводившемся в мае 2025 года в течение 3 недель, приняли взрослые и дети в составе 51 семейной команды из 7 регионов РФ. Вместе с семьями из городов и районов Ярославской области решали интересные и нестандратные задачи участники из г. Костромы, г.Долгопрудного (Московская область), г.Глазова (Удмуртская Республика), г.Губахи (Пермский край), села Таволожка (Саратовская область), поселка Сетово (Тюменская область).
В состав семейных команд включились мамы, папы, бабушки, дедушки, и, конечно, школьники в возрасте от 11 до 14 лет. В финале в режиме видеоконференции участники смогли обсудить интересные математические задачи и узнать способы решения у педагогов-математиков, членов жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике.
Участниками тура стали 18 семейных команд из Гаврилов-Ямского, Тутаевского и Ярославского районов Ярославской области, г.Рыбинска, г.Ярославля, города Глазов (Удмуртская Республика), г.Губахи (Пермский край), г.Костромы.
Рейтинг участников опубликован на странице Итоги 2 тура.