Марк Александрович Красносельский

27.04.1920—13.02.1997

 

Один из основателей Воронежской школы функционального анализа. С учениками, среди которых более 30 докторов наук, выпустил 14 монографий. Часть учеников возрождала университет в Ярославле. Вот что вспоминает об учителе В.С.Козякин.

Его лекции поражали тем, как понятно и легко он рассказывал — это были уже не лекции, а театр — он писал на доске, задавал вопросы кому-то, шутил и рассказывал анекдоты, и, вместе с тем, железно держал всех в руках, мы работали даже во время многочисленных его шуток! Ощущение простоты и красоты возникало после лекций: мир-то, оказывается, устроен так просто! Как же я сам этого раньше не видел?

Много внимания уделял собственно процессу и процедуре «повествования». Каждый его ученик мог бы припомнить мучительные, и, казалось, бесконечные итерации «писания» статей с его пространными комментариями о том, как надо писать; его попытки добиться ответа: зачем мы такую фразу вставили именно в это место, и почему, наоборот, не написали в этом месте то, что нужно; его ругань, если фраза была длинной и насыщенной сложносочиненными и сложноподчиненными оборотами: «Ты для кого пишешь? Для себя? Самая высшая форма уважения читателя — считать его дураком!» Это означало – излагать надо максимально понятно и подробно. И приходил в ярость, когда встречал в статье слова «очевидно», «ясно, что…», «легко видеть».

Эти «сеансы» собирали «зрителей», заходивших как бы ненароком в его кабинет. И задерживавшихся там по своей воле или в качестве мгновенно приглашенных соучастников процедуры: «Посиди! — тебе полезно послушать». И получали истинное наслаждение, пытаясь задавить в себе спазмы смеха — ведь «экзекуция обучения» в данный момент проводилась не над ними! А наблюдать за «обучаемым» со стороны смешнее любой пародии.

Один из приемов М. А. — сначала заставить понять суть явления геометрически, — «УВИДЕТЬ» суть, а после провести доказательство уже несложно.