Габриэль Крамер

31.07.1704 – 04.01.1752

Ученик Иоганна Бернулли, диссертацию защитил в 18, а в 20 выставил свою кандидатуру на должность преподавателя Женевского университета. Специально для него и другого кандидата учредили отдельную кафедру с одной на двоих ставкой и правом по очереди путешествовать за свой счёт.

В 1740-е по поручению Иоганна Бернулли он готовит к печати и публикует сборник его работ в 4-х томах, выпускает посмертный сборник работ его брата, Якоба, и двухтомник переписки Иоганна с Лейбницем. Крамера считают одним из создателей линейной алгебры благодаря работе «Введение в анализ алгебраических кривых» (1750). Он строил системы произвольного числа линейных уравнений с квадратной матрицей, и решал их методом, названным позже его именем.

Поясним метод на примере с двумя неизвестными. Было у бабуси  гусей и  кошек, всего – 5 хвостов и 16 лап.
Составим уравнения лап и хвостов: у гусей и кошек по одному хвосту, поэтому ; у гуся 2 лапы, а у кошки – 4, поэтому . Запишем систему уравнений в векторной форме: , вверху – коэффициенты уравнения хвостов, внизу – лап. Или в виде матрицы : столбцы  и  при переменных (параметры гусей и кошек) задают «основную» матрицу , а столбец справа – «свободные члены».

Крамер дал решение системы в виде дробей с общим знаменателем — определителем матрицы , и дал алгоритм его вычисления (сам термин в 1801 ввёл Гаусс). Для матрицы ../images/gilbert/clip_image021_w47_h30.png - это число ../images/gilbert/clip_image023_w160_h30.png. В обычном уравнении ../images/gilbert/clip_image025_w55_h17.png имеем ../images/gilbert/clip_image027_w36_h17.png. И решение единственно, если ../images/gilbert/clip_image029_w36_h17.png. Иначе решений нет (если ../images/gilbert/clip_image031_w35_h17.png), или их бесконечно много (если ../images/gilbert/clip_image033_w35_h17.png). А числителем для переменной ../images/gilbert/clip_image035_w8_h17.png будет определитель../images/gilbert/clip_image037_w19_h17.png матрицы, полученной заменой в основной матрице ../images/gilbert/clip_image019_w9_h17.png столбца ../images/gilbert/clip_image039_w16_h17.png на столбец свободных членов.

У нас ../images/gilbert/clip_image041_w174_h24.png, решение единственно. ../images/gilbert/clip_image043_w171_h24.png, и ../images/gilbert/clip_image045_w76_h21.png.
Аналогично, ../images/gilbert/clip_image047_w171_h24.png, и ../images/gilbert/clip_image049_w76_h21.png.

 

Новости

26.05.2025 Подведены итоги семейной математической онлайн-олимпиады "От А до Я" - 2025

Изображение для новости

Участие в мероприятии, проводившемся  в мае 2025 года в течение 3 недель, приняли   взрослые и дети в составе   51 семейной команды из 7 регионов РФ.  Вместе с семьями из городов и районов Ярославской области решали интересные и нестандратные задачи участники из г. Костромы,  г.Долгопрудного (Московская область), г.Глазова (Удмуртская Республика), г.Губахи (Пермский край), села Таволожка (Саратовская область), поселка Сетово (Тюменская область).

В состав семейных команд включились мамы, папы, бабушки, дедушки, и, конечно, школьники в возрасте от 11 до 14 лет. В финале в режиме видеоконференции участники  смогли обсудить интересные математические задачи и узнать способы решения у педагогов-математиков, членов жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике.

 

20.05.2025 20 мая прошел 2 тур семейной математической онлайн-олимпиады 2025 года

Изображение для новости

Участниками тура стали 18 семейных команд из  Гаврилов-Ямского,  Тутаевского и Ярославского районов Ярославской области, г.Рыбинска, г.Ярославля, города Глазов (Удмуртская Республика),  г.Губахи (Пермский край),  г.Костромы.
Рейтинг участников опубликован на странице Итоги 2 тура.