Давид Гильберт

23.01.1862 – 14.02.1943

Он читал студентам разные разделы математики, решая интересные задачи. Когда интерес угасал – писал учебник, объявлял новый курс, летом входил в курс дела, и изучал вместе со студентами. Об одном ученике сказал: "Он стал поэтом. Для математики ему не хватило фантазии!"

В 1900 на конгрессе в Париже Гильберт сделал доклад о важных нерешенных проблемах математики. В теории чисел интерес вызвала проблема_Варинга: для всякого ли n найдется такое k(n), что любое натуральное число N есть сумма не более k слагаемых степени n? Например, 79 = 72 + 52 + 22 + 12, и k(2) ≤ 4 для всех натуральных N. Гильберт решил её в 1909.

Интерес сместился в геометрию. Среди пространств, составленных из функций, выделил то, где кроме расстояний между элементами и пределов последовательностей, есть аналог угла между векторами. Его назвали гильбертовым.
В евклидовой геометрии он предложил новую систему из 20 аксиом и хотел в каждой области математики ввести непротиворечивую систему аксиом и определений, чтобы другие утверждения в ней можно было вывести из них (доказать), или опровергнуть.

В 1931 Гёдель доказал, что недоказуемые и неопровержимые утверждения есть в любой непротиворечивой системе аксиом. У Евклида это "постулат" о параллельных прямых. Надежда Гильберта на полную формализацию математики не сбылась. Но развитие науки не прекратится. Для новых явлений люди будут создавать новые теории, идущие от практики.

Гильберт работал в Гёттингене с 1895 по 1933. Ученики стали его семьей: совместные чаепития и турпоходы, дискуссии о математике и обо всём. Такой стиль общения со студентами он сделал нормой в Гёттингене, ученики разнесли по всему свету, и в Москве возникла Лузитания.

В конце жизни он видел развал науки в Гёттингене новыми варварами. Центр науки перемещался в США.

Новости

26.05.2025 Подведены итоги семейной математической онлайн-олимпиады "От А до Я" - 2025

Изображение для новости

Участие в мероприятии, проводившемся  в мае 2025 года в течение 3 недель, приняли   взрослые и дети в составе   51 семейной команды из 7 регионов РФ.  Вместе с семьями из городов и районов Ярославской области решали интересные и нестандратные задачи участники из г. Костромы,  г.Долгопрудного (Московская область), г.Глазова (Удмуртская Республика), г.Губахи (Пермский край), села Таволожка (Саратовская область), поселка Сетово (Тюменская область).

В состав семейных команд включились мамы, папы, бабушки, дедушки, и, конечно, школьники в возрасте от 11 до 14 лет. В финале в режиме видеоконференции участники  смогли обсудить интересные математические задачи и узнать способы решения у педагогов-математиков, членов жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике.

 

20.05.2025 20 мая прошел 2 тур семейной математической онлайн-олимпиады 2025 года

Изображение для новости

Участниками тура стали 18 семейных команд из  Гаврилов-Ямского,  Тутаевского и Ярославского районов Ярославской области, г.Рыбинска, г.Ярославля, города Глазов (Удмуртская Республика),  г.Губахи (Пермский край),  г.Костромы.
Рейтинг участников опубликован на странице Итоги 2 тура.